АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ НАД НАМИ
Крестный ход 2007 года по Симбирской земле
(продолжение. Начало смотрите 19 , 21 , 26. 06.07г., 3.07.07, и далее всего двенадцать выпусков)
(использование материалов для издания в печати запрещено)
Чувашская Кулатка.
Сразу после Радищево крестный ход направился в село Чувашская Кулатка. Зимой 2007-го в селе был достроен и освящен Архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом храм Димитрия Солунского.
Уже описанную мной ранее историю возрождения этой церкви, я как обещал, дополняю новыми свидетельствами и подробностями.
Господь творит чудеса! Православную церковь в чувашском селе Чувашская Кулатка строили татары, чуваши и русские! А народная вера тем и сильна, что сердцем и душой чувствует, единую братскую кровь, созданную Господом. В день освящения храма под христианским куполом собрались люди разных религий. Подвиг земляков, благородно посвятивших возможно лучшие годы своей жизни лучшему делу всей жизни: возвращению святыни на свою родину, достоин восхищения. И поэтому этот праздник собрал двух Архиепископов: Симбирского и Мелекесского Прокла и Саратовского и Вольского Лонгина. Такое случается очень и очень редко, когда на освящение храма в далеком, в 270 километрах от областного центра, маленьком селе, собираются сразу два Архиерея, губернатор области Сергей Иванович Морозов и, несмотря на 20-ти градусный мороз и сильный ветер, собирается все село. Местечко тихое и неблизкое, но как видно - Богоспасаемое!
В 1745 году в Чувашской Кулатке имелось всего 50-т душ мужского населения. В то время чуваши не были крещеными. Крещение началось в 1747 году. Село относилось к Симбирскому уезду до 1780 года, когда было образовано Саратовское наместничество. Первый молитвенный дом был построен в 1811 году. Церковь была деревянная. Имела своё хозяйство. В 30-ые годы, при коллективизации, церковь закрыли, священнослужителей сослали в лагеря. В домах, где жили священники, открыли школу. Эти дома простояли до 1972 года, затем их все растащили. Саму церковь после закрытия сначала превратили в склад, потом в клуб. В церковном дворе были похоронены священники и члены их семей. Эти могилы еще не найдены, и не ухожены. Когда разоряли храм иконы выносили и бросали в кучу, чтобы сжечь, но местное население, кто был посмелей, уносили иконы домой и прятали. Сейчас эти иконы возвращаются в новую церковь. Церковь имела 12 больших колоколов. Плащаница старой церкви хранилась у Игнатия Матрешкина, человека очень набожного, в селе он был вместо батюшки. После его смерти плащаницу хранила Мария Николаева, потом у её дочери Клавдии, которая возвратила плащаницу в новый храм.
В 1961 году во время урагана снесло крышу старой церкви. А из бревен построили пристрой к 8-ми летней школе. Нередко охранник школы Салиушкин Василий Дементьевич рассказывал, что по ночам из этого пристроя доносится плач. Плач слышали и на месте поруганной святыни. Местные жители уверены, что это в течение 73-х лет плакал Ангел-Хранитель храма, который даже после разрушения его стен стоит на месте, где совершалась Божественная Литургия, и охраняет место, сокрушаясь о грехах человеческих.
В 1997-м году по инициативе Антонова Константина Поликарповича и Кашкурова Ивана Федоровича решили на месте снесенной церкви построить новую. Помочь в строительстве вызвался односельчанин Владимиров Василий Иванович, живущий ныне в Тольятти, и председатель СПК «Бахтеевский» Салихов Муххарям С.
Старожил села, Константин Поликарпыч Антонов помнит старую церковь, разрушенную 73 года назад. Именно его эскизы и приняли за основу при строительстве нового храма Димитрия Солунского. Горестные воспоминания и плач о старом красивом храме, и светлые мечты о том, «Как бы построить церковь опять!», ходили по селу 70 лет!
Место строительства освящали три священника: протоирей Игорь Ваховский из г.Барыша, протоирей Сергий Аристов из п.Кузоватово, протоирей Николай Леванов из п.Радищево.
Местной бригадой был заложен фундамент. Стены сумели возвести наполовину уровня здания. Горячев Ю.Ф., бывший в то время губернатором области, выделил в помощь 10 тыс.рублей и лесоматериал. Но на этом средства, собранные подвижниками кончились, и храм в незавершенном виде стоял 9 лет под снегом и дождём. В 2005-м году главой села стала Ильгачева Г.А.: «Народ просил, чтобы я как-то помогла достроить церковь. Сначал мы бросили клич, чтобы каждый житель села выделил на строительство по 500 рублей. Так собрали около 60 тысяч. Наладили тесную связь с отцом Николаем Левановым. Он оказал нам огромную помощь и словом и делом. Помощь отца Николая неоценима! Внутри храма он всё сделал своими руками. В мае 2006-го на могилу родителей приехал наш односельчанин Пименов Олег Степанович, бывший военный, ныне живущий в Москве. Он нам оставил 30 тыс. рублей и сказал, чтобы мы обязательно строили и помощь окажет . И он прислал нам еще 50 тысяч. Мы все воодушевились. Начали искать мастеров в Чувашии. В середине июня приехала бригада, заключили договор на 300 тысяч рублей без возведения колокольни. Работа закипела. Сделали всё быстро. Конечно, было трудно. За стройматериалом ездила в основном сама. За стройкой следил Антонов К.П. Строителей кормили по очереди всем селом. Квартиру им предоставили бесплатно. Владимиров Сергей предоставлял транспорт. Но, когда пришло время расплачиваться, я перестала спать. Таких денег у нас е было. Очень много денег ушло на стройматериалы. СПК «Бахтеевский» выделил 60 тысяч на железо для кровли. Вместо 300-т тысяч строителям заплатили только 162 тысячи рублей. Я написала расписку, пообещав заложить своё хозяйство и взять кредит в банке на своё имя, чтобы расплатиться в течение месяца. Никто больше ничего не дал. Я каждый день шла на работу, останавливалась на дороге напротив церкви и со слезами просила Бога послать нам помощь. И Бог это услышал. Я каждый день звонила Саландаеву Николаю Семеновичу, бывшему работнику райкома, и просила его обзвонить всех своих знакомых, кто может нам помочь. И он нашёл нам помощника: Ганеева Эдуарда Анваровича. Который очень ревностно относится к нуждам своих земляков. По натуре живой, очень быстрый, он буквально на следующий день приехал к нам в село вместе с главой района Бекеровым Р.С. Они спросили,- какие у меня проблемы, я расплакалась, и показала расписку. Он прочитал и сказал, чтобы я считала, что эта проблема решена. Потом для поднятия купола в округе не было такого крана, и он сказал, что пришлет кран из Саратова. И действительно: 2-го августа на день Пророка Илии купол был поднят и поставлен на место. Эдуарда Анверовича интересовало буквально всё. Стройку фактически курировали они втроем. Он сам, глава района Беккеров и Тюхматьев Владимир Михайлович, которого подключил к этому делу сам Ганеев. Владимир Михайлович наш земляк, как Ганеев тоже сейчас проживающий в Саратове. Каждую субботу до конца строительства они приезжали в село, ставили перед нами задачи. Камазами они возили из Саратова пиломатериал, краску, импортную отопительную систему, завезли котёл, недостающее кровельное железо. Одним словом всё: вплоть до шпаклёвки и гвоздей. Привезли пластиковые окна, двери. Эдуард Анверович сказал, что раз начали, надо доводить до конца. Христиане не должны чувствовать себя обделёнными, и духовную жизнь должны возрождать каждый, независимо какой он веры. Просил, чтобы мы привезли опять этих же строителей. Мы отвезли строителям недостающие деньги, которые нам дали Ганеев и Тюхматьев. Строители приехали, заключили новый договор ещё на 300 тысяч на завершение строительства и достроили колокольню. Ганеев и Тюхматьев тут же вызвали художника и подписали с ним договор на 250 тысяч по изготовлению иконостаса.
В Самаре они заказали колокола: малую звонницу из 5-ти колоколов. Привезли железную ограду, провели самое современное освещение, поставили прожектора для освещения куполов. Купол колокольни сделали из железа с сусальным золотом. За которым, специально ездили в Волгодонск Тюхматьев и отец Николай. Из Саратова привезли лучших штукатуров. Вообще все работы по изготовлению коммуникаций проводили специалисты из Саратова, которых привозили эти главные меценаты. Затем из Софрина привезли утварь и облачения на сумму 600 тысяч рублей. Церквоь получилась на заглядение красивой. Последние штрихи доделывали своими силами. Отец Николай сам делал перегородку для иконной лавки, лавки, тумбы, горнее место. Активное участие в благоустройстве принимали Пайдулова В.С., Барнаева Т.И., Абашеева Т.А., Загуляева Р.Б., Ермолавева В.Б., Винюсева З.Н., Тюхматьев В.К., Тюхматьева В.И., Коноваловы Анатолий и Валентина, Якупова Л.С., Якупова В.Д, Якупов М.Д., Абасев П.С., Хурасев П.И., Осипов А.Е., Изендеевы, Курангина В.Н., Ткачук В.В.,Козлова Т.И., многие другие. Больше всех внесли денег: Ткачук Г.М., Лапшина А.М., Саландаев В.Н., Винюсев В.А., Ильгачёв Н.В., Ильгачёва Г.А.,Винюсев В.А. Много помогли, внесли больше 10 тысяч рублей: Ивлев В.К., Николаев В.С., Курчангин Ю.Н. Очень активно помогали дети Винюсева Кристина, Васильевы Виталий и Игорь, кашкурова Николай и Алексей, Ивашов Александр, Иванов Алексей. Они регулярно участвовали во многих работах. Наверное, в истории не было такого примера, когда за пять месяцев почти с нуля строили такие храмы! В ноябре 2006-го стройка была завершена, к февралю завершили все внутренние работы. 17 февраля состоялось освящение церкви.
Все эти люди совершили подвиг. Не считаясь ни с чем, не жалея своего времени и денег. И в районе делается всё, чтобы возродить духовность и тем самым спасти людей от пьянства и разврата. Отношение районного руководства к этому очень серьёзное, Беккеров Р.С. не отклонил ни одной нашей просьбы. Стоит отметить, что такого отношения к церкви не везде увидишь.
За это от всех нас им большое спасибо. Если бы не они, не видать бы нам своей церкви никогда».
«Дети разных народов», не на словах, а жизнью и душой своей, совершили высокий, культурный, народный подвиг! Не чаяли местные старушки, что приведется им еще молиться в своем храме, и уж совсем не ожидали помощи от иноверцев. От человека, который помогал строить 25 мечетей, неоднократно бывал в Мекке и сейчас является спонсором многочисленных мусульман-паломников к мусульманской святыне: от 55-тилетнего Ганеева Эдуарда Анверовича. Родился он в селе Старый Атлаш Старокулаткинского района, а когда однажды приехал по делам в Чувашскую Кулатку, случайно увидел стены недостроенной церкви, твердо и сразу решил: «Хочу помочь возродить Храм православного Ангела!» Эдуард Анверович сегодня живет и работает в Саратове, директор завода «Электроника», доктор наук. Его друг Тюхматьев Владимир Михайлович, родился в Чувашской Кулатке, он чуваш, активно помогал строительству. В Симбирскую глубинку из Саратова меценаты отправляли строительную технику и материалы, постоянно приезжали сами. Только от них непосредственно финансовых вложений благотворительно использовано три миллиона рублей. Москвич Олег Степанович Пименов, преуспевающий предприниматель, русский, узнал о воссоздании на своей малой родине христианской святыни и пришел на помощь своим землякам: чувашу и татарину. На торжественную службу Олег Степанович пришел как в День Победы: в военном кителе, сплошь покрытый орденами и медалями. Герой России одержал еще одну Великую Победу в своей жизни! Открытие храма стало большим праздником для всех жителей и руководителей села и района.
Владыка Прокл и Владыка Лонгин, обращаясь к пришедшим на праздник, с благодарностью вспоминали примеры дружбы между православными и мусульманами.
Из выступления Архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла:
«Я питаю глубокую надежду, что храм этот будет востребован людьми. Сегодня то самое благоприятное время, когда люди имеют возможность встречаться со Христом и Его Святым учением. Каждый из вас должен знать, что Царство Божее усилием берется и прилагающий это усилие восхищен будет! Благословляйте своих детей и близких, свои дома, чтобы милость Божия прибывала со всеми вами! Стихийные бедствия и несчастья людские: даются далеко не напрасно и далеко не случайно. Люди, которых это постигает, далеко не грешнее нас. Их муки- нам свидетельство, чтобы мы не поступали так, чтобы нас не коснулось подобное наказание Боже. Бог долго ждет, но больно бьет! Любите Бога во все дни вашей жизни, и тогда Благословение Божее будет пребывать с вами. И тогда вы будете растить достойных детей. Вы будете слушать голос Бога, а Господь будет слушать вас, ваши прошения и просьбы. Он Бог любви и милосердия. Он помогает всем тем, которые вопиют к Нему день и ночь, которые просят Его.
Досточтимый сосед, Владыка Лонгин, отнесся с любовью к нашему приглашению и совершил с нами освящение этого храма. Помощи Божией Вам, дорогой Владыка в Вашей многотрудной деятельности. В этих словах глубокий смысл. Головы наши покрывают седые волосы, как свидетельство того, что жизнь архиерея далеко не сахар. Желаю Вам, чтобы Господь хранил Вас должайшие лета, и милость Божия пребывала с Вами!» Владыка Прокл много необыкновенно сердечных и теплых, благодарных слов высказал поименно произнеся каждого благоустроителя храма, вручил Архиерейские грамоты за усердные труды во Славу Святой Матери Церкви. Владыка сказал, в частности, что имена меценатов на века будут вписаны в книгу жизни: «Христос, обращаясь к своим ученикам, и народу говорил: «Не радуйтесь тому, что бесы вам повинуются, радуйтесь тому, что имена ваши вписаны будут в книге жизни». Когда здесь, в храме происходит Богослужение, всегда говорят «еще молимся о создателях святого храма сего!» Это сегодня, но и, когда вы уйдете в вечность, то здесь так же будут молиться о вас, как о создателях храма сего!»
Из выступления Архиепископа Саратовского и Вольского Лонгина:
«Ваше Высокопреосвященство дорогой Владыка Прокл, дорогие отцы, братия и сестры, я благодарю Владыку Прокла за приглашение, которое последовало мне и тем, кто меня сопровождал на освящение этого храма. Благодарю Владыку за те теплые слова, которые в мой адрес прозвучали. Я вижу Вас Владыка, умудренного опытом человека. Человека, к чьей деятельности я присматриваюсь, и черпаю для себя добрые примеры и ими стараюсь руководствоваться сам. И обращаясь к жителям села, хочу поздравить вас с великой радостью, которая сегодня произошла у вас: с окончанием строительства, освящением и первой Божественной Литургией в храме в честь Святого великомученика Димитрия Солунского. Владыка Прокл многое сказал о том, что есть Храм Божий для каждого человека. Это действительно место, которое должно быть центром жизни каждой семьи и всего села, и каждого человека. Это место, куда люди приносят и свою радость, и свое горе, и боль. Место, где люди встречаются с Богом, и где небо встречается с землею. Мы уже сегодня во многом опоздали. Один наш современник сказал: «Сегодня уже намного поздно, чем нам кажется самим!» Действительно, мы во многом опоздали. Мы потеряли очень много людей, от самых разных причин: алкоголизма, наркомании и просто от того, что люди не имея основы бытия, стрежня, на котором строилась бы их жизнь, то есть, не имея Бога в своем сердце, просто уходят из жизни, потому, что жизнь для них теряет всякий смысл. Но мы живем сегодня в удивительное время, когда, несмотря на все сложности, все-таки открываются храмы: строятся новые, восстанавливаются старые, разрушенные когда-то святыни. И все новые и новые люди приходят в храм. Кто-то заходит на праздник, кто-то просто, чтобы поставить свечку. А кто-то, зайдя в храм, остается там, потому что его сердце открылось для призыва Божиего. Ведь на самом деле Бог, как сказано в священном писании, стоит у сердца каждого человека и стучит, ждет, когда человек откроет Ему. Это образ всегда должен быть перед нашими внутренними очами. Потому что Бог часто стучит в сердце человека, но человек не просто не слышит. Человек делает вид, что он не слышит. Человек не хочет отвечать Богу, не хочет открывать Ему дверь, не хочет впускать Бога в свою жизнь. Потому что даже самый грешный человек понимает, что, согласившись с тем, что есть Бог, пустив Бога в свое сердце, ему придется полностью менять свою жизнь, а это тяжело и больно. Нужно менять свои привычки, свое отношение к миру, к людям окружающим тебя и к самому себе. Но, по милости Божией, все-таки все больше и больше людей приходят в Церковь, и остается в Церкви. Дай Бог, как сказал Владыка Прокл, чтобы наши дети и внуки были бы умнее своих родителей, были бы глубже и избирали бы жизнь, а не смерть, жизнь с Богом.
Я не люблю медицинский термин «толерантность» и считаю, что им не следует пользоваться. Но вот терпимость друг к другу, любовь и уважение, умение видеть в каждом человеке образ Божий,- это то качество, которое необходимо каждому человеку. На нашей земле исторически многие народы и религии жили и сосуществовали достаточно мирно. В одном из тропарей, песнопений иконе Божией Матери, сказано: «народы российские», говорится о множестве народов России, исповедующих православие, ислам и другие религии. И этот храм: добрый пример тому, как люди разных вер, могут жить рядом по-соседски, в согласии и уважении друг к другу. Это тот самый опыт, о котором говорят, что это то самое, что ищут днем с фонарем! Это то, что должно служить примером для всех, потому что на самом деле в мире очень мало мест, где люди разной веры, разных национальностей мирно живут друг с другом. Я хочу выразить свое почтение тем людям, кто потратил не только деньги, но и самое главное: силы своей души, своего сердца для того, чтобы люди имели место, где бы они могли молиться Богу».
Ганеев Эдуард Анверович поблагодарил за оказанную честь, приехавших Владыку Прокла и Владыку Лонгина, сказав, что выполнил завет своей матери, сказавшей ему: «Есть деньги,- помоги строить церковь, дом Аллаха и мечеть, дом Аллаха и церковь».
Глубочайше растрогавшись словами Ганеева, Владыка Лонгин сказал, что в честь такого праздника можно даже поаплодировать в адрес доблестных создателей храма, что всем народом с радостью и было исполнено.
Поздравить сельчан, поблагодарить строителей, и высказать дружеское расположение прибывшим Архиепископам приезжал муфтий из Ульяновска.
Таким было рождение нового храма, и будем надеяться начало возрождения духовности в этом местечке Чувашская Кулатка. На крестный ход отец Илья, постоянно назначенный священник в храм Димитрия Солунского пригласил жителей со всех окрестных сёл. Люди откликнулись на призыв своего нового духовного наставника и собрались очень большим числом. На встречу Божией Матери вышли далеко на окраину села, встречали дружно, с благоговением, приклонив колена.
И очень хочется надеяться на то, что Ангел-Хранитель храма, стоящий над нами, принял под свою опеку и новый храм, и слышит наши мольбы о спасении, и если и плачет теперь, то только о наших печалях и скорбях.
По пути в Павловку нас остановили в Кадышовке. Посреди дороги стоял стол с продуктами для монастыря и паломников, горели свечи. Сельчане пели Богородицу и устилали дорожку для Богородицы свежими березовыми вениками и цветами.
Фото и текст: Нафанаил.
С благословения Архиепископа Симбирского и Мелекесского автором сделана фото, видео летопись и описание событий крестного хода 2005-2006-2007 года.
Во Славу Божию.
Продолжение следует.
(использование материалов для издания в печати запрещено, разрешено только с письменного разрешения Архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла и автора)
Внимание!
При
использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.mitropolit-prokl.ru