В начале октября на улице Гончарова установили памятник утраченным храмам Симбирска. Об этом сообщили не только все СМИ Ульяновска, но и несколько российских, рассказали об этом и на радио «Свобода». Но то, что в это же время продолжилось строительство одного из трех красивейших, изображенного на памятнике храма – Спасо-Вознесенского собора - осталось практически незамеченным…
Спасо-Вознесенский собор был образован в 1844 году на основе приходской церкви. В 1900 году старая часть храма в 2 этажа была разобрана, и началось строительство нового храма по проекту инженера Розетти. В 1906 году храм был освящен. В 1935-ом, как и все храмы Симбирска, Спасо-Вознесенский собор был уничтожен…
В то время храм размещался на углу современных улиц Гончарова и Ленина. А восстановить его решили на пересечении улиц 12 сентября и Минаева. В 1994 году, во время праздника Вознесения Господня, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл освятил место будущего собора, а также закладной камень и крест. После этого Алексий Скала (в то время – протодиакон, сегодня – протоиерей) начал строительные работы. Был практически завершен фундамент. Но в 1998 году дефолт остановил стройку… А поздней осенью прошлого года Сергей Морозов и Сергей Ермаков были с визитом у патриарха, где и пообещали достроить собор… В августе этого года губернатор заявил о намерении достроить храм за 3 года…
Алексий Скала, настоятель храма Всех Святых, в августе, когда стало известно, что Михаил Гуцериев, президент корпорации «Русснефть» собирается выделить деньги на строительство Спасо-Вознесенского собора, отказал журналистам в комментарии: «Не всегда намерения соответствуют действительности. Уже было столько желаний, и даже действий, чтобы в городе появился кафедральный храм, но закончилось это ничем. Обещания - обещаниями, а дело – делом... Я действительно отказывался от комментариев к обещаниям Гуцериева, чтобы не обнадеживать ни себя, ни людей. Но случилось, быть может, маленькое чудо. Первые деньги поступили в сентябре, вторая часть от 10 миллионов - в начале октября».
А первые благотворители, решившие помогать в строительстве храма, появились еще в июне. Михаил Урясов, директор группы компаний «Дворцовый ряд» и Олег Лебеденко, директор сети магазинов «Пятерочка», стали выделать из доходов предприятий 300-350 тысяч рублей ежемесячно. Благодаря этим деньгам возобновились работы: в конце июля вырубили выросшие за 8 лет в котловане деревья, к августу площадка приобрела «нормальный», рабочий вид.
Мало кто помнит, но интересно, что история отношений Гуцериева с Вознесенским собором началась еще в январе 2001 года. Тогда пресс-служба администрации Ульяновской области сообщила: «Оказать материальную помощь в строительстве Спасо-Вознесенского собора выразил желание президент компании «Славнефть» Гуцериев»… и еще целый ряд имен. Но, в то время из много обещанных разными людьми денег на строительство собора не поступило ни копейки … И лишь Михаил Гуцериев, пусть, спустя 5 лет, сдержал слово …
Проект собора был сделан в 1994 году. За 13 лет многое изменилось. Появились жесткие правила и нормы по строительству каменных православных храмов. Потому сегодня проект претерпевает значительные изменения в части технических решений. Устарели все техусловия…
«Я должен с благодарностью вспомнить Сергеи Ивановича», - говорит Алексий Скала. Настоятель принес губернатору пачку писем в разные инстанции. И на каждом письме Морозов внизу, в уголке написал: «Личная просьба: ускорить выдачу техусловий». Обычно получение техусловий затягивается на 2-3 месяца. Но все согласования были получены практически за 2-3 недели.
Все, что происходит на стройке, рассказывает Скала, почему-то совпадает с церковными праздниками: расчистку площадки начали 19 августа, на Преображение Господне; 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, положили первый блок на готовые 8 лет назад железобетонные ростверки. К началу октября в фундаменты уложено 160 блоков…
Заключены договоры на изготовление железобетонных изделий, завезли на площадку арматурную сетку, работает бригада строителей. На стройке Скала бывает по нескольку раз в день: «Когда приходишь на стройплощадку, а я туда прибегаю раза 2-3 в день, видишь, как на глазах из котлована появляются фундаменты храма, контуры алтарной апсиды, боковые стены, когда ощущаешь объем грандиозного сооружения, то понимаешь, что присутствуешь при рождении чего-то главного и в своей жизни, в городе. Добрые ощущения…»
По смете на возведение коробки собора нужно порядка 45 миллионов рублей. На наружную отделку и внутреннюю, плюс внутреннее убранство – еще столько же. То есть, только на само здание храма потребуется около 90 миллионов рублей. Но функционирование собора требует, говоря современным языком, и создания прихрамовой инфраструктуры. Нужны трапезная, просфорня, обслуживающие, технологические помещения. Необходимо хотя бы небольшое жилое здание для духовенства, служащего в храме. То есть вокруг собора должен появиться целый комплекс сооружений…
«Я надеюсь, что Спасо-Вознесенский храм будет кафедральным собором, потому что по благословению патриарха в 1993 году он и закладывался как кафедральный», - рассказывает Скала. И, если собор станет кафедральным, то необходимо учесть, что будет большое количество прихожан. Нужно предусмотреть и зал епархиальных собраний, работу достойной воскресной школы, библиотеки. А еще в планах - создание епархиального церковного музея.
В итоге, стоимость строительства храмового комплекса приближается к 220-240 миллионам…
«Я думаю, узнав о стоимости строительства, люди скажут, что это невозможно», - продолжает Алексий Скала. – Но, допустим, что в Ульяновске проживает около 300 тысяч человек, причисляющих себя к православной вере, являющихся христианами… Тогда, если в течение двух лет от каждого поступит в фонд строительства храма по тысяче рублей, мы соберем нужную сумму. Сами…»
Но это арифметика… Главное же, продолжает Скала: «Этот собор не должен быть построен кем-то для нас. Почему-то в последнее время часто надеются на «доброго дядю». А храм должен быть народным. Конечно, будут и спонсоры, и жертвователи крупных сумм. Они уже появились... Но участие каждого симбирянина должно быть деятельным. Только тогда появится храм, которого мы уже давно ждем. Это будет символ, символ возрождающегося Симбирска. Я уверен, что мы это сделаем. Все вместе, засучив рукава… Вместе мы построим Спасо-Вознесенский собор, который сейчас, на углу улиц 12 сентября и Минаева начал подниматься. Я думаю, что придет немного времени, и мы с радостью сообщим, что храм готов к освящению».
Храм Всех Святых был построен, можно сказать на моих глазах и в удивившие меня сроки – всего за 9 месяцев. Я хорошо помню отца Алексия, работающего на самой верхотуре будущего храма. Помню, как, здороваясь с Михаилом Постновым, завхозом прихода (в апрельский день 1996 года, когда храм освящали), я подумал, что мне вложили в руку кирпич: настолько кожа на руках Михаила загрубела. «Работать топором в рукавицах неудобно», - улыбаясь в усы, сказал Михаил.
А Алексий Скала рассказывал удивительные истории. Только подумал, что нужно бы где-то щебенки раздобыть, зазвонил телефон: «Сколько нужно? Когда подвезти?..» «Зашивались» с электропроводкой – опять звонок: «Электрики, случайно, не нужны?..». И так не однажды.
Чаще всего помогавшие не требовали никакой мзды и… почему-то не называли своих имен.
Наверное, для них важнее было другое...
«Вера должна быть деятельной. Надо просто делать дело», - часто повторяет Скала. Думаю, что помогавшие в строительстве храма Всех Святых думали так же.
Что же до меня, то я, отправив статью в редакцию, поеду в храм Всех Святых, и положу деньги в жертвенную кружку. На строительство Спасо-Вознесенского собора…
Сведения обо всех взносах и благотворителях, а также о расходовании средств и выполненных на строительстве работах регулярно будут размещаться в средствах массовой информации.
Внимание!
При
использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.mitropolit-prokl.ru